Карта сайта
Размер шрифта
A A A
Контрастная версия
A A

Итоговое заключение по результатам мониторинга правоприменения

Версия для печати
14 Декабря 2017 г., Четверг
ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам мониторинга правоприменения 
Закона Калининградской области «Об организации отдыха и оздоровления детей в Калининградской области»

В соответствии с Законом Калининградской области от 10 июня 2014 года № 326 «О мониторинге правоприменения в Калининградской области», руководствуясь постановлением Калининградской областной Думы от 25 сентября 2014 года № 261 «О порядке проведения мониторинга правоприменения уставных законов Калининградской области, законов Калининградской области» и в соответствии с планом мониторинга правоприменения уставных законов Калининградской области, законов Калининградской области на 2017 год,  утвержденным постановлением Калининградской областной Думы от 15 декабря 2016 года № 234, постоянным комитетом областной Думы по социальной политике, здравоохранению, образованию, культуре и спорту проведен мониторинг правоприменения Закона Калининградской области от 03 декабря 2014 года № 365 «Об организации отдыха и оздоровления детей в Калининградской области» (далее по тексту - Закона Калининградской области области № 365).
Государственно - правовым управлением Калининградской областной Думы проведен анализ Закона Калининградской области области № 365 на предмет наличия норм, требующих приведения в соответствие с федеральным законодательством; недостатков юридико - технического характера; коррупциогенных факторов, а также судебной практики в сфере правового регулирования соответствующих отношений.
Основным федеральным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей, является Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 
В соответствии с указанным Федеральным законом отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
В силу подпункта 243 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от  6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время), осуществления мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей в период их пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления, осуществления регионального контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). 

В целях реализации полномочий Калининградской области в сфере организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей принят Закон Калининградской области от 03 декабря 2014 года № 365 «Об организации отдыха и оздоровления детей в Калининградской области». 
Законом Калининградской области № 365 установлена правовая основа деятельности в сфере обеспечения отдыха и оздоровления детей в Калининградской области. В частности, определены полномочия органов государственной власти в указанных правоотношениях, установлены формы государственной поддержки организаций отдыха и оздоровления детей, меры социальной поддержки в указанной сфере, определены категории детей, которым предоставляются путевки с полной или частичной оплатой их стоимости за счет средств областного бюджета; уточнен возраст детей, подлежащих отдыху и оздоровлению: от 6 до 18 лет.
После принятия Закона Калининградской области № 365 в него были внесены изменения Уставным Законом Калининградской области от 5 июля 2017 года № 94 «О внесении изменений в Уставный закон Калининградской области «О Правительстве Калининградской области» и отдельные законы Калининградской области»,  направленные на приведение отдельных его положений в  соответствие с Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей». Принятым Законом конкретизированы полномочия Правительства Калининградской области и исполнительных органов государственной власти Калининградской области в сфере организации отдыха детей и их оздоровления.
Согласно проведенному анализу норм Закона Калининградской области от 03 декабря 2014 года № 365 «Об организации отдыха и оздоровления детей в Калининградской области» государственно - правовым управлением областной Думы сделан вывод об отсутствии противоречий регионального Закона федеральному законодательству. 
По результатам мониторинга коррупциогенных факторов не выявлено.
В ходе мониторинга была проведена работа на предмет соответствия  Закона Калининградской области № 365 выводам высших судов Российской Федерации (по аналогии с законодательными актами других субъектов Российской Федерации). По итогам изучения судебной практики несоответствия  Закона Калининградской области области № 365 федеральному законодательству не выявлено.
В ходе проведения анализа правоприменительной практики установлено следующее.
Реализацию Закона Калининградской области № 365 обеспечивают следующие подзаконные акты Калининградской области:
постановление Правительства Калининградской области от                18 ноября 2013 года №  848 «О Государственной программе Калининградской области «Социальная поддержка населения»;
постановление Правительства Калининградской области от                  21 февраля 2013 года № 81 «Об обеспечении отдыха и оздоровления детей в Калининградской области за счет средств областного бюджета»;
постановление Правительства Калининградской области от                  12 мая 2015 года № 247 «О порядке и условиях предоставления меры социальной поддержки по оздоровлению детей с родителями по типу «мать и дитя»;
постановление Правительства Калининградской области от 19 февраля 2016 года № 87 «Об обеспечении отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Калининградской области за счет средств областного бюджета и признании утратившими силу отдельных пунктов постановления Правительства Калининградской области от 20 марта 2015 года № 125».
В муниципальных образованиях региона утверждены муниципальные программы и приняты локальные нормативные правовые акты, обеспечивающие организацию отдыха и оздоровления детей. 
Вместе с тем при анализе правоприменительной практики установлено, что до настоящего времени Правительством Калининградской области не определен орган исполнительной власти Калининградской области, уполномоченный на осуществление регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей (пункт 3-1 части 2 статьи 6 Закона Калининградской области области № 365).
Для урегулирования данного вопроса Министерством социальной политики Калининградской области разработан проект постановления Правительства Калининградской области «Об установлении порядка осуществления регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей в Калининградской области».
В рамках мониторинга правоприменения в целях обеспечения комплексного и всестороннего рассмотрения  вопроса об урегулировании отношений в сфере организации отдыха детей и их оздоровления использована информация о реализации Закона Калининградской области            № 365, полученная от Министерства социальной политики Калининградской области, Управления Роспотребнадзора по Калининградской области, Уполномоченного по правам ребенка в Калининградской области, администраций муниципальных образований региона, а также официальные статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области.
На заседании постоянного комитета областной Думы по социальной политике, здравоохранению, образованию, культуре и спорту был рассмотрен вопрос  «О ходе летней оздоровительной кампании и занятости детей в Калининградской области» (протокол № 9 от 28 июня 2017 года).
В целях осуществления контроля за деятельностью загородных стационарных детских оздоровительных лагерей в летний период текущего года состоялись выезды депутатов областной Думы совместно с членами рабочей группы региональной межведомственной комиссии по вопросам социальной семейной политики в муниципальное автономное учреждение «Центр отдыха и поддержки молодежных инициатив «Огонек»                              (г. Светлогорск), государственное бюджетное учреждение  Калининградской области «Детско-юношеский спортивно-оздоровительный образовательный лагерь им. Л. Голикова» (г. Зеленоградск), детский оздоровительный лагерь «Алые паруса» (Зеленоградский район).
 На заседании профильного комитета областной Думы в рамках рассмотрения вопроса «О ходе реализации государственной программы Калининградской области «Социальная поддержка населения» подведены итоги летней оздоровительной кампании детей (протокол № 10 от 12 октября 2017 года). 
За время летних каникул 2017 года в 323 оздоровительных лагерях области отдохнуло 42,5 тыс. школьников. В 16 загородных стационарных детских оздоровительных лагерях и центрах число отдохнувших детей составило 10069 человек, в 7 палаточных лагерях провели лето 961 человек. 856 детей, достигших 14 - летнего возраста, отдохнули в 26 лагерях труда и отдыха. В детских санаториях, санаторно-оздоровительных лагерях получили оздоровление 824 ребенка.  Охвачено санаторным оздоровлением по типу «мать и дитя» 308 человек.
Организованными формами отдыха в период летней оздоровительной кампании были охвачены 103985 детей, в том числе 30720 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2021 ребенок, относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и 1297 детей-инвалидов.
За лето 2017 года 7699 детей отдохнули по путевкам, полностью оплаченным родителями.
По информации Министерства здравоохранения Калининградской области и Управления Роспотребнадзора по Калининградской области, выраженный оздоровительный эффект был отмечен у 94,7% обследованных.
Специалистами Управления Роспотребнадзора по Калининградской области в ходе летней оздоровительной кампании 2017 года проверено 159 летних оздоровительных лагерей. Нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства были выявлены в 144 организациях (90,5% от числа проверенных): в 86% случаев выявлено несоблюдение санитарного режима; 12% -  нарушения, связанных с организацией питания; 1,4% - по материально-техническому оборудованию; 0,4% - нарушение требований к организации водоснабжения).
Всего по итогам проверок в 2017 году было оформлено 108 предписаний об устранении выявленных нарушений, из них в установленный срок выполнено 85 нарушений или 79%.
По фактам выявленных нарушений составлено 272 протокола об административном правонарушении, из них 107 протоколов за нарушение в организации питания (39,3 %). Временно отстранено от работы 6 человек в связи с неполным прохождением медицинского осмотра.
Из 10 стационарных оздоровительных организаций, использующих поверхностные водные объекты для купания детей, 8 организаций по результатам проведенной экспертизы получили санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам и нормам объектов рекреационного водопользования. Два загородных оздоровительных лагеря не отвечали соответствующим требованиям. Купание детей в этих лагерях в открытых водоемах не проводилось.
Невыполнение норм питания не зарегистрировано. Аварийных ситуаций на территории летних оздоровительных организаций не отмечено. Групповой инфекционной заболеваемости среди детей в летних оздоровительных организациях не зарегистрировано.
В период летней оздоровительной кампании в 2017 году на территории Балтийского муниципального района выявлен 1 несанкционированный лагерь. Специалистами Управления Роспотребнадзора по Калининградской области и органами прокуратуры Калининградской области приняты меры к пресечению его деятельности. 
В адрес Уполномоченного по правам ребенка в Калининградской области, а также постоянного комитета областной Думы по социальной политике, здравоохранению, образованию, культуре и спорту жалобы граждан, связанные с организацией и обеспечением отдыха и оздоровления детей, в 2017 году не поступали. 
В ходе мониторинга правоприменения Закона Калининградской области № 365 муниципальными образованиями области отмечается недостаточность средств субсидий из областного бюджета, предоставляемых муниципальным образованиям Калининградской области на выплату компенсации родителям (законным представителям) части расходов на оплату стоимости путевки в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря и центры, на организацию и проведение малозатратных лагерей (Гурьевский, Мамоновский, Светловский городские округа), в связи с чем предлагается увеличить ее размер. 
Проблему кадровых ресурсов при проведении оздоровительной кампании отмечают Черняховский и Полесский городские округа. Также отмечена необходимость усиления контроля за соблюдением требований безопасности детей, повышения требований к личностным качествам, профессиональным навыкам и уровню подготовки специалистов организаций отдыха и оздоровления детей.
По результатам мониторинга с учетом предложений Управления Роспотребнадзора по Калининградской области, органов местного самоуправления Калининградской области РЕКОМЕНДОВАНО:

1. Правительству Калининградской области:
 ускорить принятие постановления Правительства Калининградской области «Об установлении порядка осуществления регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей в Калининградской области»; 
рассмотреть вопрос о достаточности  средств субсидий из областного бюджета, предоставляемых муниципальным образованиям Калининградской области на выплату компенсации родителям (законным представителям) части расходов на оплату стоимости путевки в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря и центры, на организацию и проведение малозатратных лагерей;
совершенствовать систему профессиональной подготовки педагогических кадров (вожатых) для учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в сфере организации детского отдыха и оздоровления.

2. Управлению Роспотребнадзора по Калининградской области обеспечить систематический санитарно-эпидемиологический контроль на объектах инфраструктуры детского отдыха.

3. Постоянному комитету областной Думы по социальной политике, здравоохранению, образованию, культуре и спорту взять на контроль вопрос   подготовки и проведения летней оздоровительной кампании детей, включая вопросы обеспечения организаций медицинскими кадрами, соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, а также охвата детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организованными формами отдыха и оздоровления.

Календарь событий
Prev
Январь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
Архив
Повестка заседаний Думы

19 декабря 2017 года состоялось девятнадцатое (внеочередное) заседание областной Думы, посвященное заслушиванию послания Губернатора Калининградской области Антона Андреевича Алиханова об основных направлениях своей деятельности и деятельности Правительства Калининградской области на 5 лет.

Полная повестка

Повестка дня восемнадцатого заседания Калининградской областной Думы 14 декабря 2017 года.



Полная повестка
Деятельность комитетов
26 Декабря 2017
Максимально отвечать интересам общества
Комитет по социальной политике, здравоохранению, образованию, культуре и спорту
26 Декабря 2017
Дольщики, градостроительная деятельность и капремонт
Комитет по экономической политике и развитию инфраструктуры
26 Декабря 2017
Внимание законодательному обеспечению развития АПК
Комитет по сельскому хозяйству, землепользованию, природным ресурсам и охране окружающей среды
Все новости комитетов